Широко распространена версия, что слово «асаул» заимствовано из тюркских языков, где jasaul — распорядитель, исполнитель повелений [1]. Сторонники этой версии утверждают, что слово происходит от слова «яса» (грамота, закон в Монгольской империи), соответственно «ясак» (сбор дани согласно закону), т.е. ясаул — исполнитель закона. В летописях можно встретить упоминание «еке ясаул» (второй ясаул) о сыне Чингисхана — Чагатае.
Сокрушительная победа князя Святослава в 965 г. над хазарами (асы их поддер- живали) привела к гибели каганата [20, с. 22]. Одним из возможных последствий победоносного похода Святослава стало расселение асов — носителей салтов- ско-маяцкой культуры в VIII-X вв. на половецких территориях. Они стали назы- ваться донскими асами, сохранили самостоятельность в условиях половецкого окружения и имели своих князей [21, с. 212].
Сторонники иранской версии утверждают, что в тюркском языке нет слова «аса- ул». Оно не тюркского происхождения. Это раннеиранское слово, которое позднее пришло в тюркский язык готовым [2; 3].
Русские князья вступали в династические браки с аланскими князьями. Так, например, Андрей Боголюбский был женат на ясыне. Сын Владимира Мономаха Ярополк женился на дочери «ясского князя», которая под именем Елена проходила в летописях как «благоверная княгиня Елена Яска». Великий князь Владимирский и Суздальский Всеволод III — Большое Гнездо (1176-1212) был женат на ясыне — великой княжне Марии, сестра которой была замужем за князем Черниговским Мстиславом Святославовичем. Упомянутая великая княжна Мария приходилась бабушкой по мужской линии прославленному русскому полководцу XIII в. Алексан- дру Невскому [10, с. 69, 84; 22, с. 37-42; 23].
Трудами многих ученых твердо установлено, что на юго-востоке Европы во II-I вв. до н.э. жили ираноязычные племена аорсы («белые аланы»), роксоланы («светлые аланы»), алано-аорсы (по терминологии Птоломея, II в.) и алано-сар- маты (Маркиан алано-аорсы, V в.) [4, с. 221]. Но после 49 г. (война между сармат- скими племенами) все ираноязычное население покрывается новым этнонимом «аланы», который позже стал не только этническим, но и политическим, собира- тельным для большинства североиранских племен [5, с. 10-13; 6, с. 12; 7, с. 80-95; 8, с. 87]. Об этимологии этнонима «алан» существует много версий, однако в на- стоящее время в науке признана версия, обоснованная В.И. Абаевым. Слово «алан» является производным от общего наименование древних ариев и иранцев «arua». Первоначальное значение этого слова — «хозяин», «гость», «товарищ» [9, с. 47; 10, с. 246].
В результате походов Владимира Мономаха на половцев в 1111 г. и 1116 г. кня- жества асов были разорены и переселены вглубь Киевской Руси. Но поскольку асы были хорошими воинами и защитниками от хазаров, печенегов или монголов, об этом свидетельствуют и византийских император Константин Багрянородный (905-959 гг.) [24, с. 51] и епископ Феодор [25, с. 17], их часто нанимали на службу князья Киевской Руси. Часть асов в составе войск русских князей участвовала в по- ходах против половцев, а часть — охраняла рубежи Киевской Руси [26, с. 210]. Как известно, порубежье находилось между реками Ворскла и Сула. Именно там и сели- лись охранники рубежей русских — асы.
Начиная с IX-X вв. наименование «асы» все чаще появляется в письменных источ- никах [11, с. 269], обычно рядом с аланами, как эквивалентные понятия [12, с. 51], а генуэзец Иосафт Барбаро утверждает, что «асы» — это самоназвание алан [13, с. 137]. На древнеиранском языке «аса» означает «свободный», а «ул» — ребенок, сын. Соответственно в переводе с древнеиранского — «сын свободного» или «сын вольного» [27, с. 755; 28, с. 58; 29, с. 72]. В древнерусский язык это слово вошло в этом же звучании, но позднее в украинском языке приобрело формы: ассаул, аса- вул, осавул; в русском языке: есаул, эсаул, ясаул. Топонимика является бесспорным доказательством пребывания племен на определенной местности. Так название племени «аорсы» отложилось в имени реки Ворскла (Полтавщина) [14, с. 17]. О влиянии асов на Крым свидетельствуют название «явно связанное с именем асов». В XIX в. у крымских татар существовал Асский джемат (община), селение Асс, урочища Биюк-Асс, Кучук-Асс в Асс-Джаранчи — в Джанкийском уезде [15, с. 100- 110; 16, с. 28]. В Войске Запорожском должность осавул введена в 1576 году и означала «стар- ший военный помощник», «правая рука военачальника». Например, в структу- ре Войска Запорожского мы находим: «No5 — генеральный осавул; No10 — осавул артиллерии генеральный; No19 — осавул полковой; No26 — осавул полковой охоче- комонных полков; No30 — осавул артиллерии полковой; No38 — осавул сотенный» [30, с. 242-244].
Длительное общение асов (степных алан) [17, с. 15] с хазарами (носителями тюркских языков), а также последующее включение крымских и салтовских алан, проживавших в верховьях Дона и Северного Донца (ныне Харьковская область) в VIII в., в систему Хазарского каганата привело к взаимовлиянию культур и языков, что обусловило проникновение слова «асаул», «ясаул» в тюркский язык. Этому способствовало и то, что «многие восточнославянские племена в VIII-IX вв. находи- лись под властью хазар и платили им дань» [18; 19, с. 46].
Позже во время крепостничества, исполнителем повелений помещика, а проще надсмотрщиком, являлся осавул. В старинной украинской народной песне поется: «...Осавулы с нагаямы на панщину гонят...». Классик украинской литературы И. Не- чуй-Левыцький в повести Мыкола Джеря при описании о жизни крепостных на одну из главных ролей поместил осавула — приказчика помещика (барина) [31,с. 34-142]. Нашел свое место этот персонаж и в творчестве Т.Г. Шевченко [32].
В конце XIV века на территорию южных земель древнерусского государства (ныне территория Украины) из Польши пришла традиция создания фамилий как особых, наследуемых родовых именований. Так в XVI веке возникла фамилия Асаул, сохранившая неизменным «профессиональное» именование, ставшее для нее основой [33]. Впоследствии семейные именования образовывались путем прибавления к основному слову (имени, прозвищу отца) суффиксов притяжательных: у украинцев образование фамилий осуществлялось при помощи суффиксов -енко, -юк, -ец; у русских — -ов, -ин; у белорусов — -ович.
В реестрах «всего войска Запорожского после Зборовского договора с королем польским Яном Казимиром, составленным 16 октября 1649 года», перечислены казаки с фамилией Асаул (Асавул, Асауленко, Асаулец) только в Миргородском полку: (Омелян и Петро Асауленко — сотня Миргородская, Данило Асавул — сотня Камышовская, Ясько Асаул — сотня Лубенская, Тимко Асаул — сотня Роменская) и в Полтавском: (Иван Асаулец — сотня Богацкая) [34, с. 153, 159, 163, 198, 225], базирование в междуречье Сулы и Ворсклы. В других полках Войска Запорожского служили казаки Прокоп Асаула, Матвий Асаул, Савка Асаул, Юско Асаул, Омелян Есаул, Васко Асаулец, Андрей и Данило Асавулы.
Убеждает в правоте сформулированной гипотезы и дело о выкупе у помещика В.А. Попова местечка Решетиловка (Полтавская губерния). Уставная грамота от 08.06.1862 о выходе крестьян из крепостной зависимости среди подписантов и Иван Асаул, состоящий при экономии в должности землемера. В общественном приговоре Решетиловского сельского схода временно-обязанных крестьян от 17.05.1863 значатся аж 12 человек с фамилией Асаул [35, л. 10-14].
В наши дни эта старинная фамилия, несомненно, является памятником отечественной истории, а так же живым свидетелем взаимодействия культур, народов, населявших юго-восток Европы, их былого единства и исторической самобытности. (Ежемесячный журнал для ученых КЛИО №11(119)2016)
Литература:
- Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М.: Наука, 1979. 279 с.
- Асаул А.Н. Значение слова «асаул» (версии происхождения)//Актуальнi проблеми фiлологiiта перекладознавства, 2015. Вип. 9. С. 5-8.
- Асаул А.Н.//Лiра, №8 (121) серпень., 2015. С. 7-8.
- Минорский В.Ф. История Ширвака и Дербекда X-XI вв. М.: Издательство восточной литературы, 1963. 234 с.
- Абаев В.И. О некоторых лингвистических аспектах скифо-сарматской проблемы.Проблемы скифской археологии. М.: Наука, 1971. 272 с.
- Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. М.: Наука,1965. 168 с.
- Миллер В.Ф. К иранскому элементу в припонтийских греческих надписях. Известия Археологической комиссии. СПб.: Типография Главного Управления Уделов. 1913. Вып.7. с. 717.
- Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М.: Печатано по определению Совета Императорского Московского Университета, 1887. Ч. III. 215 с.
- Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.; Л.: Изд-во Академиинаук СССР, 1958. Т. 1. 657 с.
- Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949.Т. 1. 245 с.
- Minn E.N. Alani// Encyclopedia Britannica. London, 1911. Vol. 1. 469 p.
- Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX и X вв. по Р. хр. о Кавказе, Армении и итало-русских свзей в XV в. / перев. Е.И. Скржинской. Л.: Советская эниклопедия, 1971. С. 51.
- Иосафт Барбаро. Путешествие в Тану, Барбаро и Контарини о России// К истории Азербайджана: сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Управление Кавказского учебного округа, 1903. Вып. XXXII. 714 с.
- Добродомов И.Г. Из аланских следов в топонимике Европейской части СССР. // Имя — этнос — история, М.: Наука, 1989. 177 с.
- Лашков Ф.Ф. Исторический опыт крымско-татарского землевладения // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Симферополь: Типография Таврического губернского земства, 1895. № 23. С. 100-110.
- Маркевич А.И. Географическая номенклатура Крыма как исторический материал // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Симферополь, Типография Таврического губернского земства, 1928. Т. 11 (59). 282 с.
- Бруцкус Ю.Д. Письмо хазарского еврея от X века. Берлин, 1924. 19 с.
- Афанасьев Г.Е. Население лесостепей зоны бассейна Среднего Дона в VIII-Х вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры) // Археологические открытия на новостройках. М.: Наука,1987. Вып.2. С. 286.
- Гатье Ю.В. Ясы – аланы в ранней русской истории // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Симферополь, Типография Таврического губернского земства, 1927. Т. 1. 216 с.
- Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей / перев. Г.В. Цулая. М.: Наука, 1979. 104 с.
- Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л.: Изд. Ленинградский государственный университет, 1979. 439 с.
- Добродомов И.Г. Об аланизмах в русском языке // Осетинская филология (межвузовский сборник статей). Владикавказ: Ир, 1981. Вып. 2. 113 с.
- Кучкин В.А. К биографии Александра Невского // Древнейшие государства на территории СССР. М.: Наука, 1986. 467 с.
- Багрянородный Константин. Об управлении империей / под ред. Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. М.: Наука, 1989. 501 с.
- Епископ Феодор. Аланское послание // Записки Одесского общества истории и древностей. Перев. Ю. Кулановского. Одесса, 1898. Т. XXI. 292 с.
- Кузнецов В.А. Очерки истории алан: 2-е изд. допол. Владикавказ: Ир, 1992. 392 с.
- Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы, Тбилисси: Издательство Тбилисского университета, 1984. 321 с.
- Грантовский Э.А., Раевский Д.С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М.: Наука, 1984. 282 с.
- Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М.: Наука, 1988. 390 с.
- Крипякевич I. Iсторiя украïнского вiйська. Вид. Тиктора, ч.1. Львiв, 1936. 288 с.
- Нечуй-Левицкий И.С. Собрание сочинений в 10 томах. Киев: Наукова думк, 1966. Т. 3. 397 с.
- Шевченко Т.Г. Кобзар. Киев: Издательство Художественной литературы «Днiпро», 1974. 124 с
- Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1903. 857 с.
- Мокляк В.О. Джерела з iсторiï Полтавського полку. Середына XVII-XVIII ст. Т.1; Компути та ревiзiï Полтавського полку., Компут 1949 р. Компут 1718 р. Полтава: ACMI, 2007. 400 с.
- Общественный приговор Решетиловского сельского схода временнообязанных крестьян от 17 мая 1863 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 577. Главное выкупное учреждение Министерства финансов. Оп. 30.Д. 1862.